В сентябре
Начиная с 1928 года именем Горького
стали называть
города, улицы, станции метро, институты, театры, библиотеки, парки и даже
аэропланы. Говорят, Горький сердился и протестовал, но с его мнением никто не
посчитался. "1928-1933 годы - время наибольшего официального признания писателя
советскими властями. Он вознесен на вершину славы, вхож в самые высокие
кабинеты, осыпан всяческими милостями",- констатирует факт Н.Н.Примочкина. С конца же 80-х годов пошел обратный
процесс: город, в котором он родился и который был наречен его именем,
переименовали, как переименовали и станцию метро, и одну из главных улиц Москвы.
Были даже предложения изъять его произведения из школьной программы, а в
Челябинске, во время чисток одной из партбиблиотек
книги Горького были сожжены...
Обозначившуюся
ситуацию С.Сухих определил лаконично и четко: "Маятник оценок резко качнулся в
обратную сторону: основоположника советской литературы превращают в одного из
основных виновников духовного закабаления страны, "первосвященника
сталинизма".
Эпоха Перестройки
способствовала тому, чтобы снять скульптурную позолоту и хрестоматийный глянец с
классиков советского периода. Производилось это простым способом через
публикации во всевозможных изданиях, начиная от многотиражек и заканчивая
солидными журналами. Особенно много публикаций о Горьком появилось в 1993 -
юбилейном для писателя - году: ему исполнялось 125 лет. Впервые было
перепечатано немало статей и из периодики русского литературного зарубежья -
М.Алданова, Б.Зайцева, И.Бунина, Г.Федорова,
Г.Адамовича, В.Ходасевича...
Но содержание
основной массы публикаций носил отнюдь не юбилейный характер и не походил на
дифирамбы.
Несмотря на ряд
публикаций, где личность и творчество Горького представляется в огульно
негативном освещении, немало работ, авторы которых стремятся объективно
разобраться в его феномене, сильных и слабых сторонах, достижениях и
заблуждениях. Переосмысление дооктябрьского творчества М.Горького в свете новой
исторической ситуации было начато в 1987г. статьей Л.П.Егоровой "Горький и
современность" на страницах журнала "Русская литература". Читателю была
возвращена статья А.Синявского "Роман М.Горького "Мать" как ранний образец
социалистического реализма", где роман анализировался в свете горьковского
богостроительства. Большой резонанс имела адресованная учителю статья Г.Митина
"Евангелие от Максима" о протожанре романа "Мать",
которым автор статьи считает текст Нового Завета. Известность получили статьи
В.Баранова, В.Барахова, Н.Примочкиной и др. В целом снятие хрестоматийного глянца с
наследия писателя можно признать плодотворным. Как отметила Л.Колобаева, в
недавнем прошлом открытый и понятый, до скуки ясный и правильный писатель вновь
становится загадочным: "Мы начинаем открывать для себя Горького противоречивого,
непростого, то есть, попросту говоря, живого и невыдуманного"
По-новому, с
использованием последних архивных данных рассматривается, казалось бы, до конца
изученный вопрос о взаимоотношениях Горького и Ленина, которых якобы "связывала
горячая, даже несколько идиллическая дружба, единомыслие и взаимопонимание".
Этой теме посвящены статьи И.Ревякиной "М.Горький и Ленин (Неизданная
переписка)" , Л.Смирновой "Горький и Ленин: разрушение
легенды", где на основе переписки Горького с Лениным и другими политическими и
общественными деятелями эпохи, автор статьи показывает, что действительность
была "сложнее, драматичнее и не укладывается в позднейшие стройные концепции".
Исследователь приходит к выводу, что во всяком случае
за полуторагодовалый период (1909-1910), рассмотренный в статье, "между Горьким
и Лениным согласия не было ни по одному пункту" (31; 219-
230).
Особое место в
современных публикациях занимает тема "Горький и Сталин". Она разрабатывается в
статьях В.Баранова "Горький и Сталин: попытка противопоставления",
Л.Спиридоновой "Горький и Сталин: по новым материалам горьковского архива". В
последней работе прослеживаются отношения Горького и Сталина, начиная с
Особый интерес для
филологов представляют работы о личных и творческих взаимосвязях Горького со
многими современными ему писателями: В.Короленко, В.Маяковским, А.Платоновым,
М.Булгаковым, Ф.Гладковым, М.Шолоховым, С.Клычковым,
Л.Авербахом и другими. Все эти материалы проясняют и уточняют общественную
позицию писателя. Ценность их в том, что в таких публикациях в научный оборот
вводятся неизвестные ранее материалы, в том числе, статьи и письма
Горького.
Надо также сказать,
что в наши дни в статьях Л.Колобаевой, Л.Егоровой, Б.Парамонова, Р.Певцовой, П.Басинского и др.
возродилась начатая еще на рубеже веков, а потом напрочь вычеркнутая из литературоведения дискуссия о
ницшеанстве Горького.
В последние годы
литература о Горьком пополнилась новыми крупными трудами, среди которых четыре выпуска серийного издания Института мировой
литературы "М.Горький и его эпоха" (1989-1995), монографии С.Сухих "Заблуждение
и прозрение Максима Горького" (Н.Новгород, 1992), Л.Спиридоновой "Горький:
диалог с историей" (М., 1994) и Н.Примочкиной
"Писатель и власть: М.Горький в литературном движении 20-х годов" (М., 1996);
очередной выпуск Горьковских чтений "Горький сегодня" (Н.Новгород, 1996). Эти
книги объединены как общей темой, так и введением в научный оборот нового
документального материала, в известной мере осмысленного их авторами. Большое
место в названных изданиях занимают письма Горького разным адресатам в разные
периоды жизни, но публикация их до сих пор осуществляется в неполном объеме, что
ставит исследователей в трудное положение "всякий раз сверять свои суждения и
выводы с очередной "порцией" появившихся в печати горьковских писем" .
Плодотворно
исследуются особенности поэтики и мифопоэтики Горького
в работах Л.Киселевой , А.Минаковой
.
Творчество Горького
интенсивно изучается в университетах Европы и Америки; в России изданы работы
Г.Хьетсо, М.Агурского,
Э.Брауна, Х.Ваглера, А.Книгге и др.
Оценивая состояние
современного горьковедения как трудное ("Горьковедение (...) переживает ныне трудные времена"),
В.П.Муромский считает, что Горький был и остается в русской
литературе величиной первостепенной и что настойчивые попытки сбросить его с
пьедестала сменились более трезвой констатацией реального положения
вещей: "Страсти вокруг Горького поутихли, исчез налет некой сенсационности,
поостыл пафос разоблачительства, появились признаки
более спокойного и вдумчивого отношения и к уже известным фактам творческой
биографии писателя, и к новым, извлеченным из архив.
Литературоведческая мысль трудно, но последовательно пробивается к живому,
нехрестоматийному Горькому, освобождаясь не только от былых легенд и мифов, но и
от излишней нервозности и суеты, от порожденных ими одиозных крайностей" . Действительно, то, что происходит в последнее время вокруг
имени Горького, нельзя назвать полностью объективным. Но, "стирается
хрестоматийный глянец, и это к лучшему: тем скорее будет открыт путь к
подлинному, настоящему, живому Горькому - фигуре загадочной, окруженной мраком
жуткой тайны, апокалиптически противоречивой" .